Как слова родителей "программируют" будущее ребенка

Нужно делать установки для себя и своего ребенка, что он умный, послушный, целеустремленный.

Многие слышали о том, что нужно отправлять "послания в космос" для того, чтобы достичь в чем-то успеха. Точно так нужно делать и с воспитанием своих чад . Например, делать установки для себя и своего ребенка, что он умный, послушный, целеустремленный и т.д. Но как правильно "запрограммировать себя?

Установки на данность и на рост

Автор книги "Гибкое сознание" (издательство МИФ) Кэрол Дуэк уверена, что успех зависит от наших установок. Их всего две: на данность и на рост. Установка на данность заставляет нас думать, что человеческие качества неизменны. Установка на рост позволяет нам развивать то, что у нас уже есть, и верить, что другие способны на то же. От того, какая установка преобладает у вас и ваших детей, зависит насколько успешными они будут в будущем. Во всех сферах жизни: на работе, в семье, в учебе, творчестве и спорте.

Послания

Любое наше слово и действие может нести послание. Оно подсказывает детям, как им воспринимать себя. Послания могут идти с установкой на данность: "Твои качества неизменны, и я их оцениваю". Или с установкой на рост: "Ты развивающаяся личность, и я заинтересован в твоем развитии". Иногда мы сами не замечаем, что именно доносим до своих детей, но они очень чутко реагируют на все эти послания и принимают их близко к сердцу.

Послания в случае успеха:

"Ты выучил урок так быстро! Какой ты умный!";

"Ты такая умница! Получила пятерку, хотя даже не готовилась!"

Если вы похожи на большинство родителей, вы услышите в этих фразах послания, направленные на поддержку ребенка и повышение его самооценки. Но внимательнее. Вот что при этом слышит сам ребенок:

"Если я не смогу быстро выучить урок, значит я не умный";

"Мне лучше перестать готовиться, иначе они подумают, что я не такая уж и умница".

Дети с установкой на данность уже зациклены на своих качествах. Поэтому фразы "Ты такой умный! Ты такой талантливый! Ты прирожденный спортсмен!" могут нанести вред. Исследования показали, что похвала в адрес интеллекта детей подрывает их мотивацию и снижает их результаты. Если успех означает, что они умны, тогда провал означает, что они глупы.

Как хвалить?

Стоит избегать похвал, дающих оценку их уму или таланту. От похвал, в которых подразумевается, что мы гордимся прежде всего интеллектом или талантом ребенка, а не тем трудом, который он вложил.

Мы можем хвалить детей сколько угодно за процесс, ориентированный на рост, – за то, чего они добились упражнениями, учебой, настойчивостью и выбором правильной стратегии. Стоит внимательно относиться к тому, что говорю ребенку, и улавливать скрытые послания в своих словах.

Не думать, что качества ребенка неизменны и не оценивать их. Мой ребенок – развивающаяся личность и мне важно его развитие. Восхваляя интеллект или талант ребенка, я навязиваю ему установку на данность. Этого делать не стоит. Похвала ослабляет и подрывает самооценку и мотивацию ребенка. Лучше сосредоточиться на процессе его действий – на тактиках, которые ребенок применяет для достижения каких-то целей, на его усилиях или на его выборе.

Стоит понаблюдать за своим ребенком и послушать, что он говорит, когда делает что-нибудь неправильно. Конструктивная критика – тот тип обратной связи, которая поможет ребенку понять, как исправить последствия содеянного. Можно ставить своему ребенку цели, но врожденный талант не может ей быть. А развитие умений и обретение знаний – может.

Напомним, начинать учить ребенка читать или знакомить с буквами можно в разном возрасте. Критерий для вас – желание самого ребенка. Превратите обучение в увлекательную игру – лепите, стройте, рисуйте. Но не стоит забывать о том, что чтение – процесс серьезный. И ошибки на первоначальном этапе могут иметь последствия. Не форсируйте события, если речевой аппарат ребенка окончательно не сформирован.