"Грузинский истеблишмент приносит извинения". Для чего журналист обматерил Путина в эфире и что это поменяет

Набирает обороты международный скандал вокруг оскорбительного выступления в адрес Путина ведущего грузинского телеканала "Рустави-2" Георгия Габуния. 

В воскресном выпуске своей программы "Постскриптум" Габуния в течение полутора минут, на чистом русском языке, в крайне резкой форме, используя нецензурную лексику, оскорблял президента России Владимира Путина и его покойных родителей. 

Несмотря на напряженные отношения Грузии с Россией и продолжающиеся в Тбилиси антироссийские акции протеста, поведение ведущего раскритиковала и власть, и оппозиция, в ночь на понедельник телеканал временно прекратил вещание, но к утру оно возобновилось. У здания "Рустави-2" собрался стихийный митинг, активисты требуют от Габуния публичных извинений.

Руководство "Рустави 2" уже принесло извинения своей аудитории, заявив, что, мол, это была инициатива журналиста и выбранные им выражения "не соответствуют высоким стандартам, на которые ориентируется телеканал".

Хотя многие уверены, что это была не самодеятельность Габуния, и ведущий согласовал матерный спич с начальством. В то же время менеджеры канала заявляют, что акцией протеста якобы руководят власти и называют митинг "попыткой вмешательства в редакционную политику".

66451893_2433721086666262_5822061412221976576_n.png

Маты Габуния в адрес Путина на ТВ взорвали не только Грузию

Грузины разделились в своем отношении к инциденту. Одни шокированы и резко осуждают, считая это полным трэшем и попыткой ведущего и телеканала "хайпануть" на теме российско-грузинских отношений.

"Если даже Путин и достиг дна, то Рустави-2 постучали ему там снизу", - говорит нам грузинский предприниматель Мириан Кавилашвили.

Другие, наоборот, поддерживают Габуния и оправдывают инцидент длительным конфликтом с Россией. 

Грузинские власти называли поступок телеведущего провокацией.

"Это война провокаторов против своей страны, грязная и отвратительная игра с безопасностью государства и граждан", - заявил премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе.

С аналогичными заявлениями выступили министр иностранных дел Грузии, спикер парламента, мэр Тбилиси и президент Саломе Зурабишвили.

"Разъединение страны на два лагеря, подстрекательство внешнего противостояния и разжигание напряженности в регионе недопустимо с нашей стороны! Это служит или провоцированию новой войны, или это реванш за незаконченный переворот? В любом случае, это действие против страны! То, что непозволительно для Грузии, это он позволил себе! Это называется нанесением ущерба государственным интересам!", - написала она на своей странице в "Фейсбуке".

Противники правящей партии хоть и раскритиковали слова ведущего, но выступили против "вмешательства властей в свободу слова". Депутат парламента от партии "Европейская Грузия" Серги Капанадзе назвал тревожной реакцию на произошедшее со стороны властей.

"Не менее беспокоит то, что каждая такая эпатажная выходка влечет излияние иррациональных сумбурных чувств и оценок на Facebook. Например: Рустави-2 финансируется из России; Вот будет нас бомбить; Готовят почву для российской агрессии; Рустави-2 финансируется Бидзиной (Иванишвили)", - написал он в соцсети.

"Страна" разбиралась, что стоит за скандальным выпуском программы на грузинскому телеканале и каковыми могут быть последствия выходки телеведущего.

Связывают с Михо

"Рустави-2" - скандальный телеканал, за контроль над которым идет борьба различных групп влияния. Часть экспертов связывает его с бывшим президентом Михаилом Саакашвили. 

После того, как в 2003 году к власти пришло "Единое национальное движение" Михо, основатели "Рустави 2" продали свои доли. С тех пор и начался период постоянных сделок о продаже и покупке долей разными компаниями. И к настоящему времени им владеют лица, которые ориентируются на оппозицию и Саакашвили.

Но суды за право собственности продолжаются и уже дошли до Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге, заседание назначено на 18 июля. 

Причем, по прогнозам, что суд вынесет решение в пользу основателя канала, который оспаривал переход прав собственности к нынешним владельцам, которые лояльны Саакашвили. 

Подозрения против Михо усиливают версии о том, что он стоит за нынешними акциями протеста в Грузии, которые начались на антироссийской волне и продолжились требованиями смены власти. Другие уверены, что Майдан в Грузии организовала новая сила, сформированная прогрессивной молодежью. 

"Это была намеренная провокация журналиста оппозиционного канала, поддерживающего партию Саакашвили", - сказала нам грузинская журналистка Нино Бакурадзе.

Версия 1: раздувание Майдана

Одна из версий инцидента связана с планом оппозиции раскрутить Майдан, который пошел на спад, и снести нынешнюю власть. А для этого нужно спровоцировать Россию на жесткий ответ, чтобы потом все свалить на "режим". 

"Канал "Рустави-2" при Саакашвили был отобран у прежних владельцев и превратился в рупор мишистов, каковым и остается. Сейчас Грузинское национальное движение (партия Саакашвили), с одной стороны, почувствовало слабину правительства, с другой - ощущает, что момент недавних протестов и раскочегаривания антироссийских настроений заканчивается. Необходимого же оппозиции эффекта в виде запрета грузинского вина в России и прочих карательных мер в полный рост, как десятилетие назад, не достигнуто. Так что надо спровоцировать Россию на более жесткие действия, чтобы потом обвинить правительство и прочих", - пишет в Telegram канале издание "Россия в глобальной политике". 

Грузинский политолог Гела Васадзе полагает, что за матерным эфиром может стоять попытка сорвать соглашения между Москвой и Тбилиси.

"О которых мы можем только догадываться по тому, что в Москве резко смягчили тон (тут может быть обратный эффект). Или же тригер, для того чтобы заставить власть "защищать" Путина", - сказал он нам.

Сам Михо отрицает причастность к инциденту и осуждает поступок телеведущего.   

"Во время борьбы с русским империализмом и оккупацией наши СМИ не должны походить на истеричные российские СМИ! На нашей стороне истина и передавать правду надо в цивилизованной форме! Эпатаж и истеричность только портит дело", – написал Саакашвили на своей странице в фейсбуке.

Версия 2: повод для примирения с Россией и против протестов 

Другие указывают на влияние на канал реального "хозяина" страны миллиардера Бидзины Иванишвили, контролирующего правящую команду, что у него также отметают.

По их версии, за происшествием на "Рустави-2" может стоять правящая партия "Грузинская мечта", которая сейчас в кризисе и пытается раскачать лодку. А также грузинской власти якобы нужен был повод, чтобы помириться с Россией и погасить Майдан. А инцидент заставил Тбилиси извиняться перед Москвой. 

"На самом деле грузинские медиа, восприняли этот жест неоднозначно. Поскольку, могут воспринять, что это он спровоцировал россиян на дополнительные санкции или агрессивные действия. Форма, конечно, была неординарная. Не сказал бы, что я от этого всего получил удовольствие, поскольку считаю, что никакого результата это не принесёт. У нас всех понятное отношение к Путину и российской оккупации, но я не думаю, что такая форма понравилась бы большинству и это могут использовать против единственного независимого телеканала в Грузии. Уже вчера собрали провластных титушек, которые пришли к Рустави-2 и это может служить дополнительным поводом и объяснением для людей, что они дестабилизируют ситуацию. "Грузинская мечта" и та самая пятая колонна придали, на первый взгляд бессмысленной выходке журналиста, историческое значение. Весь грузинский политический истеблишмент приносит извинения Путину и клянутся ему в верности и покорности. Это перешло в идеологический дискус, который разделил Грузию и вывело капитулянтов и трусов на улицы против Рустави-2. Властная вертикаль и элита Грузии действительно перепугались и посылают сигналы Путину, что это была провокация против грузинского государства и выглядит это очень смешно", - сказал в комментарии "Стране" Давид Сакварелидзе, соратник Саакашвили.

Версия 3: борьба за телеканал 

Еще одна версия - борьба за телеканал и грядущий суд в Страсбурге. 

"Нынешние собственники ждут плохого решения и отъёма канала. Скандальный эфир был своего рода страховкой. Есть мнение, что это заказ на закрытие телеканала", - сказала нам одна из бывших сотрудниц "Рустави-2". 

Васадзе не исключает, что за спичем телеведущего стоит желание создать информационную защиту перед процессом против Рустави-2, но, по его мнению, может получиться ровно наоборот.

Кстати, у Габуния, который является одним из лиц "Рустави-2", сложилась довольно скандальная репутация. Например, в марте прошлого года в подводке к сюжету о пересадке деревьев из Аджарии и Гурии в расположенный рядом дендрологический парк Иванишвили сказал, что "Иисус Христос допустил ошибку, когда две тысячи лет назад для проповеди пришел в Израиль". По словам журналиста, он два или три года назад должен был прийти в Аджарию, где "его не распяли бы, так как в регионе не осталось бы деревьев для изготовления креста". Патриархия обвинила "Рустави-2" в богохульстве.  

В соцсетях после выходки телеведущего уже ждут чуть ли не войны между Грузией и Россией. Эксперты, впрочем, не прогнозируют эскалации.  

Политолог, главред "России в глобальной политике" Федор Лукьянов считает это вопросом сугубо внутренней ситуации в Грузии и не ожидает усиления напряженности между Россией и Грузией. 

"Грузинская тема для России сейчас маргинальна: что бы там ни происходило, особого влияния на Россию иметь не будет. Москва со своей стороны может, по сути, почти ничего не предпринимая, поставить Грузию в очень тяжелое положение. Практически без ущерба себе. При этом тема ухода Грузии "на Запад" сейчас неактуальна: во-первых, все выучили уроки 2008 и 2014 года, во-вторых, никому на Западе просто нет дела до Грузии. А то, что политика там предельно местечкова и недальновидна, местами просто анекдотична, причём в нарастающей степени - не новость. Но сейчас это мало кого касается помимо самих грузин", - сказал "Стране" Лукьянов.

"Мы тоже куда-то туда идем"

Скандал с "Рустави-2" вызвал резонанс и в Украине. Промайдановские силы и националисты, возбужденные идеей украинского канала NewsOne провести телемост с "Россией 24" (который уже отменили), естественно, пламенно приветствовали маты в адрес Путина. Но даже среди порохоботов признавали, что это - за гранью.   

Бачо Корчилава, живущий в Украине грузинский журналист и бывший пресс-атташе посольства Грузии в Украине, обвинил во всем Габуния. 

"Лично я считаю, что такая форма недопустима, даже в адрес врага. Даже с врагом, надо разговаривать так, что бы он тебя уважал тебя за твое умение держаться достойно. Когда ты человек которого смотрят миллионы людей, ты должен, даже обязан обладать выдержкой и владеть словом, так что бы не опускаться ниже плинтуса. А ещё ты должен уметь думать головой, к чему могут привести твои действия. Видимо, Габуния об этом не подумал, и в результате подставил не только себя, но и весь канал Рустави 2. В общем не очень красивая получилась история", - написал он на своей странице в Facebook.

Сергей Лойко, журналист Los Angeles Times, автор книги "Аэропорт" о "киборгах", написал в комментариях в Facebook, что Габуния "очень бездарно, аматорно ругался, противно смотреть".

"Но смело до жути. Прямо, как Бабченко из бункера, осталось еще банковские реквизиты титрами дать", - иронизирует Лойко, имея в виду сбор воскресшим после "убийства" Аркадием Бабченко денег в соцсетях на свою журналистскую деятельность. 

Эксперты не исключают повторения подобного инцидента на украинских телеканалах, близких к уходящей власти. 

"Это как минимум международный скандал, а как максимум - не хочу даже думать. Мы тоже куда-то туда идем, к сожалению", - написал политолог Денис Богуш.

С ним солидарен эксперт по странам бывшего СССР Семен Уралов.

"Все это от безнаказанности. И чем ближе будет 2024 год (выборы президента России, - Прим. Ред.), тем больше подобных дерзостей будет в эфирах постсоветских республик",  - написал Уралов у себя в Facebook.

Грузия телевидение Путин
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Кабмін за два тижні повинен знайти гроші для фінансування 772 депутатських поправок Переважна частина пленарного засідання Верховної Ради 18 жовтня була присвячена розгляду проекту держбюджету на майбутній рік і змінам до Бюджетного кодексу. З моменту подачі проекту бюджету в парламент, 15 вересня, до нього було подано понад 2100 поправок. 772 з них були враховані повністю або частково. І саме той початковий варіант з поправками розглядався вчора і був про...
Политика
Тексты законов появились в Голосе Украины, но они вступят в силу через полгода. Законы призваны защитить права покупателей. Тексты изменений в закон О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг (проект 1053-1) и изменения в Налоговый кодекс Украины О детенизации расчетов в сфере торговли и услуг (проект №1073) опубликованы в правительственной газете Голос Украины в субботу, 19 октября. Большинство норм обоих...
Власть
Телеграм-канал Mash опубликовал интервью с двойником украинского президента Владимира Зеленского по имени Умид, которого ранее заметили в московской подземке. В комментарии к видео говорится, что мечты у Умида самые простые: достойно жить со своей семьей. А звездной копии мужчина желает здоровья (и в случае чего готов подменить на съемках). «Меня зовут Умид. Я из Узбекистана, в Москве работаю, в автосервисе. Маляр. Ребята мне говорили на работе и показывал...
Общество
Бюджетный комитет поддержал принятие в первом чтении законопроекта № 2283, в котором предусмотрен 1 миллиард гривен на нужды шахтеров Об этом на страницах Facebook пишет депутат Руслан Горбенко. "Парламент проголосовал 273 голосами, деньги будут, зрада отменяется!", - комментирует он такое решение. За день до этого депутат писал про подготовку к голосованию: "Дорогие земляки, проблема с задолженностью по зарплатам шахтёров решается. Правительство выделило...
Политика
Народный депутат, член фракции «Слуга народа» Максим Бужанский, который в сентябре оказался на грани исключения из фракции, зарегистрировал в парламенте законопроект о признании утратившим силу закона «Об очищении власти"(о люстрации). В соответствии с информационной карточкой проекта, он был получен Радой в пятницу, 18 октября. Закон «Об очищении власти» в Украине действует с осени 2014 года. В 2015 году народные депутаты обратились в КСУ с просьбой прове...
Спорт
На стадионе «Украина» в г. Украинск, в рамках Чемпионата Донецкой области 2019/2020 года среди ДЮСШ и спортивных клубов по футболу среди юношей 2007/08-2009/10 годов рождения, 12 октября состоялся четвертый тур группы «Б» между командами города Селидово и командами города Мирнограда. Об этом сообщает Селидовский городской совет. В честной борьбе со счетом 3:0 победу одержала команда города Селидово (возрастная группа 2009/10 г.р.) и 5:0 команда города Мирн...
Политика
Она сменила на этом посту Андрея Садового. Ранее Сыроид была вице-спикером Рады VIII созыва. Бывшая вице-спикер Верховной Рады Оксана Сыроид возглавила партию Объединение Самопомич. Об этом сообщает пресс-служба партии в субботу, 19 октября. Соответствующее решение принял XX съезд партии, который состоялся в субботу в Киеве. 127 делегатов проголосовали за такое решение, трое воздержались. "Наша главная тактическая задача сейчас - найти слова и способы их д...
Общество
Пользователи сети бурно отреагировали на снимки бюста убитого в Донецке экс-главы "ДНР" Александра Захарченко, передает Donbass.live. Фото на своей страничке в Twitter опубликовал блогер Денис Казанский. На снимке показаны три бюста Захарченко — бронзовый, позолоченный и гипсовый. Пользователи соцсети высмеяли нелепое исполнение скульптур, сравнив Захарченко с первобытным человеком и Фантомасом, а также увидели схожесть с футболистом Дарио Срна. "Когда-то...
Политика
Ткаченко предложил оставлять 60% налогов физлиц в городском бюджете Киева, потому что текущего бюджета недостаточно. Народный депутат от Слуги народа Александр Ткаченко зарегистрировал законопроект № 2254 об изменении распределения налога на доходы физических лиц между госбюджетом и городским бюджетом Киева. Об этом он написал в Facebook в субботу, 19 октября. По его словам, на сегодня 60% НДФЛ, собранных в Киеве, передаются в госбюджет. Так, в 2018 году К...