Аудит трат на переселенцев и восстановление Донбасса: суть идеи и перспективы реализации

Аудит трат на переселенцев и восстановление Донбасса: суть идеи и перспективы реализации, фото-1

В Украине предлагают провести аудит международных средств, якобы потраченных с 2014 года на внутренне перемещенных лиц и восстановление Донбасса. Насколько эта идея актуально и реализуема пояснили эксперты.

Кто настаивает на аудите трат на переселенцев и восстановление Донбасса

Инициатором аудита выступила глава общественной организации «Сильнее вместе», председатель организации «Ты нужен Украине» Лилия Веревкина. 30 мая она зарегистрировала на сайте президента соответствующую петицию.

65314222_2223196457765911_4046401415273250816_n.jpg
65314222_2223196457765911_4046401415273250816_n.jpg

За неполный месяц та не набрала и тысячи голосов при необходимых 25 тысяч. На сбор голосов дается три месяца, но тенденция демонстрирует, что вряд ли удастся собрать их нужное количество для рассмотрения петиции количество. Впрочем, тут куда важнее «звон». А он пошел.

Веревкина подчеркивает, что за пять лет Украина получила очень большие суммы на решение жилищных вопросов ВПЛ и восстановление Донбасса. «Но жилье, если и отстроено или построено, то некачественно, хаотично, - считает она. - Мы требуем, чтобы аудит проводили независимые международные эксперты с привлечением общественных организаций ВПЛ в качестве наблюдательного органа».

По мнению активистки, подобный аудит важен не только для переселенцев, но и для имиджа Украины перед международным сообществом, которые предоставляют средства и не видит результатов.

«Большинство международных средств, предоставляемых на решение проблем ВПЛ и Донбасса, являются кредитными, их надо возвращать с процентами. Коррупционные схемы надо разрушать, и привлекать виновных лиц к ответственности», - уверена Веревкина .

По ее словам, речь идет если не о хищениях, то точно о нецелесообразности ряда программ для переселенцев.

Озвучила Веревкина и некоторые сумму, выделенные международным сообществом на нужды переселенцев и Донбасса:

- Германия с 2014 года выделили около 500 млн евро;

- Евросоюз в 2014 году выделил Украине более 60 млн евро на переселенцев и восстановление Донбасса, а позже еще от 1,5 млн о 3 евро на реконструкцию жилья (общежития для переселенцев).

Кроме аудита, общественники предлагают:

  1. Передать от государства в общественные организации отдельные функции социального направления.
  2. Закрепить юридический термин «социальное предпринимательство» (имеющее целью не получение прибыли, а достижение положительного социального результата) и налоговые льготы для такого направления деятельности.
  3. Предоставить право физлицам самостоятельно выбирать куда они направляют 1% от своего налога на прибыль, таким образом предоставить им возможность поддерживать партии и общественные организации (что способствует развитию молодым партий и организаций, а также их независимости от внешнего воздействия).

Необходимость аудита трат на переселенцев и восстановление Донбасса

О необходимости аудита говорят примеры, мягко говоря, нерационального использования средств, выделяемых на ВПЛ.

По словам Веревкиной, в Кропивницком (бывший Кировоград, Кировоградская обл.) отремонтировали общежитие, где сейчас переселенцы практически не живут, потому что он находится далеко от города при плохом транспортном сообщении. А в месте его расположения отсутствует возможность найти работу.

В 2016 году «пропали» 300 млн долларов, поступивших от немецкого правительства, посольства Германии, через бюджет Украины по областям. По словам чиновников, средства поступили из госбюджета по областям с запозданием, к концу года, поэтому их якобы не успели использовать. В результате деньги вернулись в госбюджет, после чего изменили целевое назначение и были направлены на счет Пенсионного фонда Украины.

Свои примеры и у руководителя Всеукраинской ассоциации переселенцев Руслана Калинина.

Он напоминает, что начальник Службы по делам детей и семьи Киевской областной государственной администрации по своему разумению “освоил” грант Европейского Союза в Украине на сумму более 1,85 млн евро. За эти средства Служба по делам детей и семьи должна была обустроить социальное жилье для семей-переселенцев с детьми в Киевской области. Но переселенцы жилье не получили.

Кричащий пример в Донецкой области. В 2015 году ЕС выделил деньги на восстановление и реконструкцию общежитий для переселенцев в Краматорске и Славянске. Люди должны были туда заселиться через год. Но к тому сроку успели лишь установить новые окна и снять старую кровлю. «Евросоюз ждал три года, но наши чиновники под тем или иным предлогом переносили и оттягивали сроки», - подчеркивает Калинин. В итоге европейцы начали требовать деньги обратно. Лишь после этого «стройку века» удалось завершить.

В мае 2019 года Счетная палата установила неэффективность управления уже госсредствами, направленными на предоставление ежемесячной адресной помощи ВПЛ для покрытия расходов на жительство (речь о 610 млн грн).

«Для того, чтобы получить реальную помощь от международных партнеров, мы должны вернуть их доверие. Когда деньги крадутся или используются не эффективно, глупо думать, что нам вообще кто-то будет их давать. Задача президента и нового руководства страны провести прозрачный международный аудит и показательно наказать виновных, - уверен Калинин, всецело поддерживающий идею Веревкиной. - Мы видим новостные заголовки – Германия выделит 85 млн. евро на жилье для переселенцев, Донбассу дали 50 млн. евро. У украинцев складывается впечатление, что каждому переселенцу уже по две квартиры купили. Если бы мы все донорские средства собрали и использовали по назначению, то все бы переселенцы были гарантировано обеспечены жильем. А вместо этого каждый чиновник хочет нажиться на переселенцах».
«Действительно, международные гуманитарные организации, всевозможные агентства выделяют огромные средства для как восстановления инфраструктуры на подконтрольных территориях Донбасса, так и на нужды внутренне перемещенных лиц. И часто получателями этих средств являются государственные структуры, такие как военно-гражданские администрации и Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц. Их траты довольно не прозрачны, - подчеркнул в комментарии donbass.live глава «Института региональной политики», соучредитель в Гуманитарной организации «Ответственные граждане» Энрике Менендес. – Уже были громкие скандалов, которые касаются, в том числе, постройки жилья для переселенцев».

Аудит использования средств западных доноров Менендес считает здравой идеей.

«Я выступаю всецело за это. Если идея будет реализована, то наши организации – ИРП и ОГ - с удовольствием бы подключились к такому аудиту, поскольку на наш взгляд, средства используются неэффективно, - говорит он. - Но вопрос упирается в то, что основной получатель – областные власти - имеют довольно широкие полномочия, позволяющие им не отчитываться. Особенно это касается Донбасса, где действуют не просто областные госадминистрации, а военно-гражданские ОГА. Проблема и в том, что средства на восстановление получают разные институции, нет единого центра координации контроля распределения этих средств».

Политические моменты трат на переселенцев и восстановление Донбасса

Аналитик Александра Решмедилова напоминает, что тема переселенцев в большинстве своем у нас замалчивается.

«Политики пытаются «спрыгнуть» с этого вопроса. А под выборы - напротив. По принципу: что бы такого сделать для них? Или – как их использовать, - отметила эксперт в комментарии donbass.live. - Если это, скажем так, «свой электорат», то переселенцев будут задабривать, поддерживая все их начинания или предлагая что-то своё, близкое и понятное ВПЛ. Если же это избиратели «оппонента», то их будут «мочить», рассказывая, как много государство делает для ВПЛ (что на самом деле не так), и как мало они это ценят».

По мнению Александры Решмедиловой, за внимание переселенцев борются представители бело-голубого лагеря (бывшая «Партия регионов» и ее ответвления и обновления), партия «Основа» Сергея Таруты, которая поддерживает «Батькивщину», а также в какой-то мере – провластная политсила «Слуга народа».

«И поднятая общественниками и правозащитниками тема аудита средств, (не)потраченных на ВПЛ и восстановление Донетчины и Луганщины, очень удобная для всех этих политсил, т.к. бьет по представителям прошлой власти (БПП-«Европейская солидарность», «Народный фронт» иже с ними), которые, как правило, игнорировали нужды жителей Донбасса, включая переселенцев», - считает аналитик.

Как эффективно провести аудит трат на переселенцев и восстановление Донбасса

Исполнительный директор в Центре прикладных политических исследований "Пента" Александр Леонов в комментарии donbass.live высказал мысль, что, как правило, международные средства, которые выделяются на Донбасс и ВПЛ, достаточно жестко контролируются стороной, которая дает эти деньги.

«К примеру, Германия, которая оплатила создание модульных городков для ВПЛ в Харьковской области, до сих пор мониторит ситуацию там. Все подобные программы носят целевой характер. И там довольно сложно что-то «оторвать». Если где-то и зашита коррупционная составляющая, то это - бюджетные перечисления, где все ходы записаны и связи налажены. Так что, логичнее провести проверки расходования деньги, которые выделялись на Донбасс и переселенцев из госбюджета», - считает Леонов.

Финансовый эксперт Алексей Кущ в комментарии для donbass.live подчеркнул, что аудит - достаточно дорогостоящее занятие.

«Аудит крупного банка или Нафтогаза может стоить десятки миллионов гривен. А проверка не за год, а за более длительный период, сумма увеличивается, - поясняет он. - К примеру, когда Национальный банк Украины нанимал американское детективное агентство Kroll для расследования дела «Приватбанка» (касательно выводу средств за рубеж), за эти услуги пришлось выложить около пяти миллионов долларов».

Алексей Кущ считает, что по Донбассу и переселенцам нужен даже не аудит (поскольку это - проверка не того, куда были потрачены деньги, а – насколько процедура освоения денег отвечала стандартам тех или иных организаций, предоставивших международную помощь), а расследование типа того, которое провело детективное агентство Kroll: куда ушли деньги, кто на этом заработал, кто сколько украл, кто конечный выгодополучатель, если таковой был. То есть, нужно раскрутить всю цепочку.

«На мой взгляд, инициирование такого комплексного детективного расследования может дать толк лишь при усилении работы и большей независимости от внешних и внутренних сил наших антикоррупционных органов – НАБУ, Антикоррупционного суда и т.д., - говорит финансовый эксперт. - Если аудит (расследование) позволит выявить виновных в «распиле средств», выделенных на восстановление Донбасса или на помощь в разрешении проблем ВПЛ (как правило – жилищных), либо в трате этих средств не по назначению, виновные должны будут не только возместить затраты на расследование, но и компенсировать все убытки. Нельзя допустить, чтобы повторилась ситуация с «Приватбанком», когда расследование Kroll стало лишь основанием для документального подтверждения иска государства в Лондонском суде (причем процесс этот Украина как государство фактически проиграла). Иначе это будут напрасно потраченные деньги, время и надежды на справедливость. И никто, как у нас часто бывает, не понесет наказания».

Документ по итогам аудита (расследования) не должен станет источником для того, чтобы люди, стоящие во главе правоохранительной системы, получили откупные от фигурантов этих дел – не в пользу государства, а в свою личную пользу. К примеру, положив «на карман» 20-30% украденного, тогда как государство не получит ни копейки, не говоря уж о ВПЛ, считает Кущ.

«Эффект будет только после качественного продолжения этой истории - в смысле возврата украденных денег, включая компенсацию затрат на тот же аудит. Посадки, если они случатся, – это уже моральная сатисфакция», - резюмирует эксперт.
Донбасс аудит переселенцы
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію