Канны и политика: главные политические скандалы кинофестиваля

Канны и политика: главные политические скандалы кинофестиваля, фото-1

Нацист фон Триер, революция 1968-го, оскорбленные монархи Монако и запрещенная атомная бомба

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Фото: Reuters.

72-й по счету Каннский кинофестиваль не успел начаться , но вокруг кинофорума уже успел разразиться первый скандал. Американская общественная организация "Женщины и Голливуд" выступила против присуждения знаменитому актеру Алену Делону Почетной Золотой пальмовой ветви.

0:00 / 3:21

83-летний Делон, чья биография давно просится на экран (например, пятьдесят лет назад актера обвиняли в убийстве своего телохранителя, югославского гангстера), поддерживает правый "Национальный фронт" – с отцом-основателем НФ они познакомились еще на войне в Индокитае, выступает против усыновления детей однополыми парами, а однажды признался в том, что поколачивал своих женщин.

Канны и политика: главные политические скандалы кинофестиваля, фото-3

Фото: Twitter

Пока ломаются копья вокруг этого спорного награждения (дирекция фестиваля настаивает, что Делон непременно должен получить Почетную Пальмовую ветвь), давайте вспомним, какие еще политические скандалы сотрясали набережную Круазетт.

По политическим мотивам

Условный статус "политического" фестиваля традиционно закрепился за Берлинским кинофорумом, в то время как Венецианский и Каннский кинофесты, по расхожему мнению, ставили во главу углу творческий поиск и художественные достоинства программных фильмов. Действительно, все "политические" фильмы, отмеченные наградами Каннского фестиваля, отличались очень высокими художественными достоинствами.

В 1970 году Золотую пальмовую ветвь получает "Дзета", фильм-расследование убийства в 1963 году Георгиса Ламбракиса, лидера греческих демократов, а на следующий год – антивоенный фарс "М.Э.Ш.". Даром, что действие происходило на Корейской войне, фильм воспринимался как протест против войны во Вьетнаме. Гран-при получило кафкианское "Дело гражданина вне всяких подозрений", где частный случай патологии (комиссар полиции совершает убийство, а затем делает все для того, чтобы быть изобличенным – но как высокий полицейский чин, он вне подозрения подчиненных) раскрывает прогнившую систему МВД.  

Антивоенную тему продолжали триумфаторы 1979 года "Апокалипсис сегодня" и "Жестяной барабан". "Пропавший без вести" (Золотая пальмовая ветвь-1982) рассказывает о военном перевороте в Чили, "Поцелуй женщины-паука" (приз за лучшую мужскую роль Уильяму Херту в 1985-м) – об антиперроновском подполье в Аргентине. Антиклерикальный "Смысл жизни по Монти Пайтону" получает гран-при в 1983-м. Через два года "Папа в командировке" рассказывает о политических репрессиях в Югославии пятидесятых.  

Но были в истории фестиваля два случая, когда "политическое" кино награждалось не по сумме художественных достоинств, а исходя из важности политического момента.

В 1981 году Золотую пальмовую ветвь получил "Человек из железа" Анджея Вайды, который рассказывает о борьбе знаменитого польского профсоюза "Солидарность" – там даже появился в роли-камео сам вожак "Солидарности" Лех Валенса. Киновед Михаил Трофименков, известный исследователь политического кино, очень точно назвал этот фильм, далеко на самый сильный ни в программе Канн-1981, ни в фильмографии Вайды, "сиюминутным, поспешным, но удивительно искренним гимном гданьским забастовщикам".

А в 2004 году жюри, куда входила известная левачка Тильда Суинтон, а председательствовал демократ Квентин Тарантино (по его собственному признаю – "явно не республиканец") наградило Золотой пальмовой ветвью антибушевскую агитку "Фаренгейт 9/11", в которой Джордж Буш-младший был показан в крайне неприглядном свете.

Фестивальная цензура

Впрочем, политика пробиралась в программу Канн и раньше, только происходило все с точностью до наоборот – фильм, уже успевший заявить о себе как о сильном, самобытном произведении, не был допущен по политическим мотивам.

Так, в 1959 году из официальной программы дирекцией кинофорума был исключен фильм Алена Рене "Хиросима, любовь моя", теперь общепринятая великая классика кино. История любви хирурга-японца, пережившего бомбардировку Хиросимы, и молодой французской актрисы, которая подверглась остракизму за связь с немецким солдатом во время оккупации, кроме прочих достоинств, содержит мощный антивоенный пафос. Которого дружно испугались все: в итоге "Хиросима, любовь моя" была снята с программы по требованию правительств США и Франции – тема атомного оружия в то время находилась под цензурным запретом.

Причем это был уже не первый раз, когда фильмы Рене подвергались в Каннах цензуре. Тремя годами ранее, в 1956 году, цензоры потребовали у дирекции фестиваля убрать из программы фильм "Ночь и туман", где в кадре кинохроники можно увидеть среди нацистов офицера во французской форме.

Революционный 1968-й

Пока по набережной Круазетт прогуливались неравнодушная к кино ½ The Beatles в лице Джорджа Харрисона и Ринго Старра (первый финансировал фильмы Алессандро Ходоровски и Монти Пайтон, второй сам снимался в кино), режиссеры Луи Маль и Роман Полански, актриса Моника Витти и другие уважаемые гости фестиваля, в это же самое время в парижских университетах Нантер и Сорбонна болеющие левыми идеями студенты присоединились к профсоюзной забастовке рабочих.

Занятия сорваны, аудитории захвачены революционными студентами, причем по большей части выходцами из буржуазных семей, которые отчаянно дерутся с полицией на уличных баррикадах.

Как нарочно, президент республики Андре Мальро уволил накануне Анри Ланглуа – директора национального киноархива Синематека, культового места для французского студенчества, повального страдающего киноманией в тяжелой форме – через много лет Бернардо Бертолуччи снимет в том числе и об этом свой знаменитый фильм "Мечтатели". В результате на баррикады вышли и без того довольно левые по своим убеждениям французские кинематографисты во главе с Жаном-Люком Годаром.

И несмотря на то, что впервые с 1959 года в программу фестиваля вошел "политический" фильм "Сидящий одесную" – реконструкция убийства Патриса Лумумбы, на набережную наведались как революционные студенты, так и бунтующие кинорежиссеры. (Любопытно, что главного героя фильма сыграл чернокожий экс-футболист Вуди Строуд, участник Олимпийских игр 1936 года в Берлине, чей обнаженный портрет привел нацистов в бешенство.) По их мнению, кинофестиваль был слишком буржуазен.

Скандал с удовольствием поддержали левачка и феминистка Моника Витти, до сих пор не упускающая случая выйти на демонстрацию – например, против Берлускони, и Роман Полански, с юности любивший влезть в хорошую драку. Полански и Маль демонстративно выходят из жюри, молодые классики "Новой волны" Годар и Франсуа Трюффо повисают на занавесе в кинотеатре, срывая кинопоказы, и фестиваль-1968 приказывает долго жить.  

В следующем году дирекция делает выводы: в программе – сплошь бунтарское кино. Бунтуют британские школьники против системы образования в "Если", американские хиппи – против общества потребления в "Беспечном ездоке". "Андрей Рублев" – трехчасовая поэма бунтующему духу, а "Диллинджер мертв" по сей день остается одним из наиболее ярких антибуржуазных памфлетов.

И да, Ланглуа вернули его детище, Синематеку, который он успешно руководил до самой смерти в 1977 году. 

Любитель Гитлера

Ларс фон Триер всегда считался любимчиком Каннских отборщиков, но даже его отлучили на семь долгих лет от фестиваля после странноватой шуточки, которую датский режиссер позволил себе в 2011 году на пресс-конференции в связи с показом фильма "Меланхолия", признав себя нацистом.

Отвечая на вопрос критика The Times Кейт Мюир о своих немецких корнях и интересу к эстетике нацизма (еще в 1995 году Триер снял фильм "Европа", посвященный нацистскому подполью в послевоенной Германии), тот упомянул, что долгое время считал себя евреем, а рассуждая о своем немецком происхождении, добавил, что с пониманием и сочувствием относится к Гитлеру.

Несмотря на все извинения режиссера, дирекция фестиваля объявила его персоной нон-грата, пояснив, что слова Триера были "неприемлемы, нетерпимы и противоречили идеалам человечности и благородства". А прокурор французского города Грас даже открыл расследование против Триера, которое, впрочем, уже в декабре было закрыто в связи с тем, что в словах режиссера "не нашли оправдания военных преступлений".

Чем руководствовался Триер, понять сложно, но можно, если вспомнить сюжет "Меланхолии", в которой режиссер, и без того не страдающий особым человеколюбием, взрывает в финале нашу планету – очевидно, маэстро пребывал в очередной депрессии. В любом случае, те скандалы, которые случались в Каннах после 18 мая 2011 года, и скандалами-то назвать сложно – талантливый человек, как известно, талантлив во всем.

Например, в 2014 году представители княжеской семьи Монако опротестовали показ фильма "Принцесса Монако" с Николь Кидман в роли Грейс Келли: напомним, что в 1956 году Голливудская дива стала супругой князя Монако Ренье III, отказавшись от кинокарьеры в пользу титула 10-й княгини Монако. Королевской семье не понравился образ князя Ренье III – князь Альбер II был глубоко расстроен тем, что фильм может культивировать образ его отца, князя Ренье III, "как несправедливого правителя, который контролирует свою жену". Впрочем, фильм и без того сложно назвать шедевром.

Информация о рекламе в Твиттере и конфиденциальность








А два года назад таблоиды вовсю обсуждали скандальный наряд министра культуры и спорта Израиля Мири Регев, в котором политик прошлась по красной дорожке фестиваля . Классический вечерний наряд от Aviad Arik Herman был украшен принтом в виде панорамы Иерусалима, в том числе его спорных районов. Сама министр, дослужившаяся до чина бригадного генерала, объяснила свой выбор наряда тем, грядет полувековой юбилей объединения Иерусалима под контролем Израиля.

Ну что же, остается одна надежда на Алена Делона – возможно, хотя бы он развлечет нас в этом году как следует.

Напомним, что 72-й Каннский международный кинофестиваль открылся во вторник, 14 мая.

Канны кинофестиваль скандалы
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію