Чиновники не видят необходимости в исследованиях, поскольку экология не относится к числу их приоритетов.
По данным статистики, в мире ежегодно случается более 7,5 млн смертей, обусловленных именно загрязнением воздуха. В нашей стране, по последним данным, около 54 тысяч. То есть 16—17% смертности населения связано с загрязненным воздухом.
Об этом в интервью сообщила Елена Турос, руководитель лаборатории качества воздуха Института общественного здоровья им. А. Марзеева НАМН Украины, эксперт ВОЗ по качеству воздуха и изменениям климата, профессор. Она считает, что сложилась очень опасная ситуация.
"Много лет назад "Украналит" поставил несколько точек наблюдения рядом с автомагистралями. С тех пор не все приборы уцелели, сохранились только в нескольких местах. С Бессарабкой все понятно — это действительно очень загрязненное место. Площадь находится в низине, огромный поток транспорта, пробки, новых развязок нет и, очевидно, не будет, - рассказывает ученый. - Но это не те данные, которые важны для здоровья. На автомагистрали может быть одно, в селительной зоне (там, где проживает население) — совсем другое. Наш институт провел огромную работу по оценкам риска. Мы имели возможность использовать великолепное оборудование на всех этапах работы, что позволило использовать информационные технологии, оцифровывать полученные данные. Впервые в Украине было проведено такое масштабное исследование на европейском уровне".
По словам эксперта, у нас нет единой системы наблюдения, регистрации, учета данных. Ученые считали количество транспорта — грузового и пассажирского; устанавливали расстояние между автомагистралями и домами; вели постоянное наблюдение за показателями воздуха. Работали в Дарницком районе — от Ленинградской площади до Бортничей. Обследовали все улицы, показали, где уровни загрязнения самые высокие. Ранее действующие государственные санитарные правила запрещали ставить дома ближе, чем в 50 м от проезжей части. Тогда казалось, что этого вполне достаточно. Но сейчас разлет вредных веществ в воздухе значительно больше, их фиксировали на расстоянии 500—800 м.
"Мы все проанализировали, подготовили отчет. И ходили с ним везде — в мэрию, в Минтранс и в Минздрав, которые принимают участие (или должны принимать) в общих проектах. Минздрав в этом вопросе совершенно пассивен — их интересует только количество пешеходных и велодорожек, поскольку это касается мобильности населения. И не более. Но ведь эти данные касаются планирования жилых массивов, здесь важен медицинский аспект. Мы установили зоны риска, определили, насколько превышены показатели, какие несут угрозы, сколько дополнительных смертей случится, если ситуация не изменится к лучшему", - говорит Елена Турос.
Но чиновники не видят необходимости в таких исследованиях, поскольку экология не относится к числу их приоритетов.