На горячую линию Донбасс SOS стали поступать звонки с вопросами о том, как вести себя родителям детей, которые находятся в зоне боевых действий или тем родителям-переселенцам, чьи дети родом из зоны АТО. Мы решили обратиться к психологу, работающей с детьми.
На наши вопросы отвечала Тамара Придатко из общественной организации «Вільний вибір».
Расскажите, пожалуйста, отличается ли реакция ребенка на обстрелы от реакции взрослого на эти же события?
Да, отличается. Взрослый человек — это зрелая личность, которая уже имеет опыт реагирования на определенные ситуации, может осознавать, что происходит. У взрослых есть знания и жизненный опыт, они могут понимать последствия , отслеживать свою реакцию на те или иные острые события, а у детей главная опора в тяжелой ситуации - их чувства и реакция родителей. Дети считывают эмоциональный фон родителей, и их реакция прямо зависит от реакции взрослого. Стресс будет усиливаться, если у родителей нет возможности или желания поговорить с ребенком. Иногда взрослые не понимают что разговаривать с ребенком, находящимся в стрессовой ситуации , — необходимо. Иногда, у взрослых есть такое желание, но они не знают как построить разговор и уходят от него. Совет взрослым – быть откровенными и открытыми для общения. В то же время, важно помнить, что не каждая травмирующая ситуация может стать травмой. Все зависит и от ситуации, и от психологических особенностей ребенка.
Какой может быть реакция ребенка на обстрелы?
Чаще всего это может быть скрытая реакция , которую мы не можем увидеть сразу. Например, агрессия или плохой сон. Агрессия может быть направлена на одноклассников или детей своего возраста, подростки уходят в протест и могут показать все нежелательное поведение, которое мы можем от них ожидать. Это может быть и самоагрессия, которая направлена на разрушение себя.
Можно ли подробнее о самоагрессии? Каковы ее проявления?
Разрушение себя — скрытая агрессия. Разрушение всего вокруг себя — эта агрессия, направленная во внешний мир: бросание игрушек или употребление плохих слов. Но если ребенка научили, что злость выносить во внешний мир — плохо , то она переходит во внутреннюю злость. Например, дети начинают грызть ногти, рвать заусеницы, расцарапывать ранки или вырывать волосы. Это наказание себя: я — не хороший, я – виноват в том, что происходит. Внутренняя агрессия до какого то времени скапливается , потом начинает проявляться вышеописанными симптомами.
Какие рекомендации вы можете дать родителям? На какие именно тревожные симптомы нужно обратить внимание?
Важно обращать внимание на поведение ребенка. Игра — важная составляющая жизни маленького человека. Если он отказывается играть, резко реагирует на все , грубит, плохо спит, не может себя контролировать, либо не жалуется ни на что и замыкается в себе или, наоборот, много говорит, то все это тревожные психосоматические проявления. Родителям важно находиться рядом с ребенком, обязательно разговаривать с ним, очень важен диалог. Обсуждать какие-то повседневные вещи, мечтать, строить позитивные планы на будущее. Это все переключает ребенка на положительное мироощущение. Взрослые владеют навыками психоэдукации – психологической грамотности. Они знают, что может произойти что-то плохое и как себя вести. Знают, что испытывать страх в определенных ситуациях – это нормально. У детей нет четкого понимания, что испытывать страх после стресса –это вариант нормы.
Скажите, пожалуйста, различаются ли реакции на стресс у ребенка младшего школьного возраста и подростка?
Да, реакции разные. Ребенок до 6-7, иногда и до 10 лет эмоционально более связан с родителями. Подростки уже начинают отделять себя от взрослого, это часть их взросления. В силу возраста, для них естественно не воспринимать поддержку родителей, они уже не так сильно резонируют с эмоциональным фоном матери или отца. Тем не менее, очень важно дать им поддержку словесно, апеллировать к их взрослой части: объяснять ситуацию. Здесь важен диалог.
Какие поведенческие проявления ребенка могут указать взрослым на то, что пора обращаться к психологу?
Психолог: Если родители начинают задавать себе вопросы, на которые нет ответа. Или не знают, как реагировать на поведение ребенка, мой совет: обратиться за консультацией к психологу. В любом случае, это не будет лишним. Далее каждый конкретный случай рассматривается индивидуально.
Влияет ли на детей ВПЛ, покинувших зону «горячего конфликта» обострение ситуации в зоне проведения АТО, ведь события происходят в родных для них местах?
Психолог: влияло и влияет. Сейчас много общественных организаций помогают психологической поддержкой. Я могу порекомендовать успешно действующие программы . Одна из них — СЕТА при Киево-Могилянской академии ( контактные телефоны 093 817 18 01 и 068 117 63 52). Специалисты этой программы работают с маленькими переселенцами, занимаются их психологической поддержкой. Также они запустили обучающую программу для учителей на востоке страны. Именно для того, чтобы учителя могли бы выстраивать свое общение с детьми с учетом сложившейся ситуации, чтобы пытаться нивелировать негативные последствия в психике детей. Здесь заложен профилактический элемент, чтобы проблемы решались на месте, по принципу: здесь и сейчас.
Или можно обратиться в нашу организацию - «Вільний вибір». Мы занимаемся психологической поддержкой демобилизованных бойцов АТО, членов их семей, переселенцев и волонтеров. Моя специализация – дети. Я детский психолог. Мы предоставляем консультации бесплатно по скайпу, телефону, или при личных встречах. К нам можно обратится по телефонам 063 649 49 91 либо 063 225 46 39. Мы готовы давать контакты наших коллег на местах, если вам или вашим детям нужна поддержка психолога.