Дети, война, стресс. Рассказывает психолог.

На горячую линию Донбасс SOS стали поступать звонки с вопросами о том, как вести себя родителям детей, которые находятся в зоне боевых действий или тем родителям-переселенцам, чьи дети родом из зоны АТО. Мы решили обратиться к психологу, работающей с детьми.

На наши вопросы отвечала Тамара Придатко из общественной организации «Вільний вибір».

Расскажите, пожалуйста, отличается ли реакция ребенка на обстрелы от реакции взрослого на эти же события?

Да,  отличается.  Взрослый человек — это зрелая личность, которая  уже имеет опыт  реагирования на определенные ситуации, может осознавать, что происходит. У взрослых  есть знания и жизненный опыт, они могут понимать последствия , отслеживать свою реакцию на те или иные острые события, а у детей главная опора в тяжелой ситуации  - их чувства и реакция родителей. Дети считывают эмоциональный фон родителей, и их реакция прямо зависит от реакции взрослого. Стресс будет усиливаться, если у родителей нет возможности или желания поговорить с ребенком.  Иногда взрослые не понимают   что разговаривать с ребенком, находящимся в стрессовой ситуации , — необходимо. Иногда, у взрослых есть такое желание, но они не знают как построить разговор и уходят от него. Совет взрослым – быть откровенными и открытыми для общения. В то же время,  важно помнить, что не каждая травмирующая ситуация может стать травмой. Все зависит и от ситуации,  и от психологических особенностей ребенка.

Какой может быть реакция ребенка на обстрелы?

Чаще всего это может быть скрытая реакция , которую мы не можем увидеть  сразу. Например,  агрессия или плохой сон. Агрессия может быть направлена  на одноклассников или детей своего возраста,  подростки уходят в протест и могут показать все нежелательное поведение, которое мы можем от них ожидать. Это может быть и самоагрессия, которая направлена  на  разрушение себя.

Можно ли подробнее о самоагрессии? Каковы ее проявления?

Разрушение себя — скрытая агрессия.  Разрушение всего вокруг себя —  эта агрессия,  направленная во внешний мир: бросание игрушек или употребление плохих слов. Но если ребенка научили, что злость  выносить во внешний мир — плохо , то она переходит во внутреннюю  злость. Например, дети начинают грызть ногти, рвать заусеницы, расцарапывать ранки или вырывать волосы.  Это наказание себя:  я — не хороший,  я – виноват в том,  что происходит. Внутренняя агрессия  до какого то времени скапливается , потом начинает проявляться вышеописанными симптомами.

Какие рекомендации вы можете дать родителям? На какие именно тревожные симптомы нужно обратить внимание?

Важно обращать внимание на поведение ребенка.  Игра — важная составляющая жизни маленького человека. Если он отказывается играть, резко реагирует на все , грубит,  плохо спит,  не может себя контролировать,  либо не жалуется ни на что и замыкается в себе или, наоборот,  много говорит, то все это тревожные психосоматические проявления.  Родителям важно находиться рядом  с ребенком, обязательно разговаривать с ним, очень важен диалог.   Обсуждать какие-то повседневные вещи, мечтать, строить позитивные планы на будущее.  Это все переключает ребенка на положительное мироощущение.  Взрослые владеют навыками психоэдукации – психологической грамотности. Они знают,  что может произойти что-то плохое и как себя вести. Знают, что испытывать страх в определенных ситуациях – это нормально. У детей нет четкого понимания, что испытывать страх после стресса –это вариант нормы.

Скажите, пожалуйста, различаются ли реакции на стресс у ребенка младшего школьного возраста и подростка?

Да, реакции разные.  Ребенок до 6-7, иногда и до 10 лет эмоционально более связан с родителями. Подростки уже начинают отделять себя от взрослого, это часть их взросления. В силу возраста, для них естественно не воспринимать поддержку родителей, они уже не так сильно резонируют с эмоциональным фоном матери или отца.  Тем не менее, очень важно дать им поддержку словесно, апеллировать к их взрослой части: объяснять ситуацию. Здесь важен диалог.

Какие поведенческие проявления ребенка могут указать взрослым на то, что пора обращаться к психологу?

Психолог: Если родители начинают задавать себе вопросы, на которые нет ответа. Или не знают, как реагировать на поведение ребенка, мой совет: обратиться за консультацией к психологу. В любом случае, это не будет лишним. Далее каждый конкретный случай рассматривается индивидуально.

Влияет ли на детей ВПЛ, покинувших зону «горячего конфликта» обострение ситуации в зоне проведения АТО, ведь события происходят в родных для них местах?

Психолог: влияло и влияет. Сейчас много общественных организаций помогают психологической поддержкой. Я могу порекомендовать успешно действующие программы . Одна из них — СЕТА при Киево-Могилянской академии ( контактные телефоны  093 817 18 01 и 068 117 63 52). Специалисты этой программы работают с маленькими переселенцами, занимаются их психологической поддержкой. Также они запустили обучающую программу для учителей на востоке страны. Именно для того, чтобы учителя могли бы выстраивать свое общение с детьми с учетом сложившейся ситуации, чтобы пытаться нивелировать негативные последствия в психике детей.  Здесь заложен профилактический элемент, чтобы проблемы решались на месте, по принципу: здесь и сейчас.

Или можно обратиться в нашу организацию  -  «Вільний вибір». Мы занимаемся психологической поддержкой демобилизованных бойцов АТО, членов их семей, переселенцев и волонтеров. Моя специализация – дети. Я детский психолог. Мы предоставляем консультации бесплатно по скайпу, телефону, или при личных встречах. К нам можно обратится по телефонам  063 649 49 91 либо 063 225 46 39.  Мы готовы давать контакты наших коллег на местах, если вам или вашим детям нужна поддержка психолога.