День Петра и Павла 2017: в чем помогают и что нельзя делать в этот день

12 июля Церковь отмечает День святых первоверховных апостолов Петра и Павла. 

Два первоверховных апостола. Две разные судьбы. Две разные жизни. И первенство у них различное – Петр был ближайшим учеником Христа при Его земной жизни, а Павел не был в числе 12 апостолов и начал проповедовать уже после Христова Воскресения. Два разных человека, два разных характера, два разных мировоззрения. Давайте вспомним историю их жизни и трудов и попытаемся объяснить, почему именно эти два апостола названы первоверховными.

Житие Петра

Апостол Петр, который до этого имел имя Симон, родился в Вифсаиде, был простым рыбаком вместе со своим братом Андреем (был учеником Иоанна Крестителя), и женатым человеком. Ловля рыбы происходила, в основном, ночью, днем уже была другая работа, но надо было кормить семью. А доходы рыбака были весьма непредсказуемы – все зависело от удачи. Сложной была жизнь галилейских рыбаков. Андрей, будучи учеником Иоанна Крестителя, услышал от своего учителя слова, что пришел Мессия – Христос. И он приводит к Христу своего брата Симона, которого Господь нарекает Кифа (по-гречески – Петр), что значит камень.

С того момента Петр полностью меняет свою жизнь, он сопровождает повсюду Христа, видит исцеления, совершенные Христом. Одно из первых исцелений Христа – это исцеление тещи апостола, которая страдала горячкой. Петр еще продолжал рыбачить, и однажды Господь вошел в лодку Петра, чтобы проповедовать, поскольку было великое множество народа. По окончанию проповеди Христос увидел, что у рыбаков совсем нет улова, хоть они трудились всю ночь. И Господь приказывает им зайти дальше в море и забросить сети. Они повиновались, и улов был настолько велик, что прорывались сети. Видя могущество Христа, Петр упал на колени перед Ним, а Господь сказал: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков!» С этого момента Петр оставляет все – семью, профессию, дом и уже неотступно следует за Христом. И, несмотря на то, что между апостолами не было какого-то первенства власти, Господь за усердие и пламенную любовь открывает Петру, Иоанну и Иакову самые поразительные проявления Божественной природы – Свое Преображение на горе Фавор, воскрешение дочери начальника синагоги Иаира.

И после насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами, когда Господь идет по водам к лодке, в которой находились апостолы, именно Петр пошел навстречу Христу тоже по водам, но затем одолеваемый страхом начал тонуть, на что Христос сказал: «Зачем ты усомнился, маловерный?» и подал ему руку.

Петр разительно отличался от остальных безмерной любовью ко Христу, импульсивным и пылким характером. На вопрос Христа к апостолам: «А вы за кого меня почитаете?» Петр первым воскликнул: «Ты Христос, Сын Бога Живого».  Видя такое живое исповедание веры, Господь говорит: «Ты Петр, и на сем камне я создам Церковь Свою и врата ада не одолеют ее.» Но, когда Христос рассказывал апостолам о Своих грядущих крестных страданиях, Воскресении из мертвых, то здесь Петр, проявляя человеческую слабость, говорит: «Господи! Да не будет этого». На что Спаситель отвечает: «Отойди от меня, сатана! Ты думаешь не о том, что Божие, а что человеческое!» 

Во время Тайной вечери на пылкие заверения Петра, что если кто и предаст Господа, то только не он, Господь с грустью замечает, что в эту же ночь не успеет петух пропеть дважды, как Петр трижды отречется от Него. И, как мы видим с Евангелия, когда взяли Христа под стражу и отвели на судилище, апостол Петр, который шел издали за Христом, когда его спросили: «И ты был с Иисусом?» Он трижды ответил: «Не знаю человека сего» И запел петух.  Об этом отречении горько плакал и каялся Петр до конца своей земной жизни. После Воскресения Христова именно Петр первым входит в гроб, где лежали пелены Воскресшего Спасителя. Первым из апостолов увидел Воскресшего Господа именно Петр, троекратно исповедуя Его Господом, как бы в покаянное воспоминание о троекратном отречении. После Вознесения именно Петра апостолы избрали главным в общине. А когда в День Пятидесятницы, на апостолов сошел Дух Святой, то Петр, возвещая перед иудеями о воскресшем Христе, сразу же привел к покаянию и вере в Христа около трех тысяч человек. Апостол Петр, совершая знамения и исцеления больных, объяснял, что все это совершается силою Христа Спасителя, тем самым еще больше людей приводя к вере.

Pope-peter_pprubens.jpg"Апостол Петр", Рубенс

Несмотря на гонения, побои, заключения в темницу, Петр продолжал проповедовать слово Христово и приводить к вере не только иудеев, а и язычников. Проповедь не ограничивалась Иерусалимом. Это и Самария, и Лидда, и Кессария, и Антиохия и многие другие области и города. Апостол Петр пишет послания к христианам, апостольские труды и ставит епископов, ставленников апостолов, на служение Господу в разных странах. Он присутствует в Иерусалиме при Успении Пресвятой Богородицы. Пройдя много стран, он получает откровение от Ангела, что пострадать за Христа, приняв смерть, ему суждено в Риме. И отправляется в Рим.

Согласно предания, Петр продолжает проповедь в Риме, где его арестовывают по приказу императора Нерона, за обращение в христианство двух его жен. И приговаривают к распятию на кресте, на что Петр просит распять его головой вниз, чтобы даже в распятии преклонить главу свою к ногам Христа и глядя в небо, иметь надежду на жизнь вечную в Небесных Обителях Царства Небесного.

Житие Павла

Апостол Павел, который до апостольского служения имел имя Савл, был родом из города Тарсы столице Киликии, из знатной иудейской семьи и благодаря положению своего отца был римским гражданином. Это была редкая по тем временам привилегия, которая давала множество прав. Образование он получил в Иерусалиме, где был учеником знаменитого раввина и авторитетного богослова того времени Гамалиила Старшего. Погрузившись в изучение Закона Моисеева, Савл становится яростным ревнителем Закона, стараясь соблюдать все требования в абсолютной точности. Поэтому ему кажутся полной «ересью» рассказы о учении Воскресшего Христа, он считает таких людей преступниками, которые нарушают Закон. Эта ненависть побуждает его вести активную борьбу с христианами – побивание их камнями, гонения.

И если, когда святого Стефана забивали камнями за проповедь, Савл только сторожил одежды побивающих, то вскоре он уже сам начинает поиски христиан, чтобы засадить их в тюрьмы. Получая от первосвященника письмо-направление в Дамаск, чтобы там продолжать преследовать христиан и засаживать их в тюрьмы, он даже не подозревает, что именно на этом пути произойдет встреча, которая в корне, навсегда изменит его жизнь. Направляясь в Дамаск, в дороге, Савла внезапно озаряет яркий свет с неба. Он падает на колени и слышит голос, обращенный к нему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?»  В страхе и трепете, Савл спрашивает: «Кто Ты, Господи?» И слышит ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь…»  Далее он получает Господнее повеление идти в город Дамаск. Но, поднявшись с колен, Савл понимает, что он ослеп, его глаза ничего не видят. Под руки его приводят в Дамаск, где он пробыл три дня без еды и воды. По повелению Божьему, к нему приходит Анания, извещенный ангелом, чтобы возложить на него руки во имя Христово, чтобы он прозрел и принял святое крещение. Преисполнившись Духа Святого, Павел становится совершенно другим человеком. Он начинает проповедовать в синагогах о Христе, как о Сыне Божием, что вызывает великое удивление у иудеев. Причем, насколько он был яростным противником и гонителем христиан, настолько пылким проповедником Слова Христова он стал.

Предупрежденный вовремя о готовившемся на него покушении, он отправляется в Аравию, где пребывает два года в отшельничестве и молитве, готовя себя к апостольскому служению. Ему принадлежат слова: «Я умер для Закона, чтобы жить для Бога», «Уже не я живу, но живет во мне Христос».  Именно ему Господь неоднократно являлся в видениях, что послужило для Павла не поводом для гордости или какого-либо отличия от других, а он еще с большим пылом проповедует Слово Господне и пренебрегает всякой опасностью. Он претерпевал множество искушений, страданий, неудобств – его заключали в тюрьмы, бичевали, били камнями, били палками, трижды он попадал в кораблекрушение. Опасности его подстерегали как от иудеев, так и от язычников, часто претерпевал голод и жажду, жару и холод… Всего было не счесть, но главное для него это была забота о церкви и людях. Все скорби и преследования он переносил с радостью, потому что претерпевал за Самого Христа.

После Аравии, Павел был какое-то время в Дамаске, а затем пришел в Иерусалим. Некоторые апостолы и последователи Христа не верили, что он из гонителя христиан, стал проповедником Слова Христова. Только после того, как св.Варнава, привел его к апостолам Петру и Иакову и засвидетельствовал об истинном служении Павла, то с тех пор апостол Павел начал ходить вместе с апостолами, проповедуя Христа. Не оставаясь долго на одном месте, апостол Павел переходит с города в город обращая в веру Христову не только иудеев, но и язычников.

Проповеди Павла сопровождались многими чудесами, исцелениями и знамениями, что свидетельствовало об истинности учения Господнего. Пройдя с проповедью Сирию, Киликию, Дервию, Македонию, Неаполь, Филиппы, Фессалоники и придя в Афины, Павел был удивлен большим количеством языческих идолов. Получив блестящее образование, прекрасно зная философию, он говорил с язычниками на понятном и доступном для них языке – проводя параллели между близкими к истине Христовой размышлениями языческих философов. И это помогало обратить к вере Христовой заблудшие души. Уйдя в Коринф, чтобы не быть на иждивении у кого-либо, Павел занимается изготовлением палаток, чем и зарабатывает себе на хлеб насущный, а в субботу и воскресенье он проповедует о Христе в синагоге. Не останавливаясь надолго в одном месте, он создает церковные общины и благословляет своим ученикам строить Церкви, а сам идет дальше закладывать основы Благой Вести от Господа в неокрепшие, ищущие спасения души.

800px-Rublev_Paul.jpgСвятой Апостол Павел. Андрей Рублев, около 1410 г.

Надо заметить, что он не только проповедует, но и пишет послания к христианам, которые дошли и до наших дней. Его посещение Ефеса, Антиохии, Коринфа, Галатии, Фригии сопровождалось множеством чудес, что вызывало бурное негодование как у иудеев, так и у язычников, которые были обеспокоены таким успехом у народа Слова о Христе, как о Сыне Божием. Апостол Павел пройдет еще много городов, но на два года остановится в Риме, где и будут написаны его Послания к колоссянам, филлиппийцам и ефесянам в которых он раскроет глубину таинства Христа. Будут и тюрьмы, и гонения. Но при последнем аресте его препроведут в Рим, где будут держать в более ужасных условиях чем обычно. В тюрьме он напишет: «Время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь…» Учитывая, что он был римским гражданином, его подвергли суду, на котором приговорили к смерти и недалеко от города отсекли голову. Согласно предания, когда голова упала, она трижды ударилась о землю и в этих трех местах забили три святых источника.

Вера Петра и Павла

Два величайших проповедника слова Господнего, и у каждого их них был свой путь ко Христу. У каждого из них был свой переломный момент, который изменил смысл всей жизни – у Павла это была встреча с Господом на пути в Дамаск, а у Петра это отречение от Христа накануне Его распятия. Каждый из них, по-своему, весьма болезненно пережил этот этап в своей жизни. И когда пришло осознание собственного недостоинства, некоего стыда за совершенное, страха за содеянное… пришло чувство глубокого раскаяния и желание быть со Христом всегда. Возникло то великое чувство Любви ко Господу, чувство благодарности за Его великие милости и благодеяния.

Но и Петр, и Павел понимали, что за эту Любовь им придется отказаться от спокойствия, будничного комфорта, домашнего уюта. Претерпевая всевозможные искушения, скорби и напасти, холод и зной, голод и жажду они примут мученическую кончину за Христа, что являлось как бы негласным условием апостольского служения. Практически все апостолы приняли мученическую смерть.  Но, эти два апостола – Петр и Павел являются еще и первоверховными потому, что потрудились более всех остальных апостолов. Об этих двух святых можно долго говорить, но лучше предоставить им слово.

Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» .

Павел: «…Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 5-8, 12).

Как сказал в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский: «Вот два апостола, которых мы вспоминаем. Апостол Петр не был безукоризненным во всех отношениях, так же как и апостол Павел. Все апостолы были настоящими, подлинными людьми, и когда Христос был взят в саду Гефсиманском, когда Его судили, страх их объял и они бежали. Петр даже отказался от Него. Но потом они оказались бесстрашными проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма – ничто не могло их отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: вера наша – победившая мир. Вот мы и празднуем их день, ликуя о том, что радикальный гонитель и верующий от начала встретились в одной, единой вере о победе Христовой – Крестом и Воскресением».

Петр и Павел: в чем помогают

250px-Ancient_icon_of_sts_peter__paul.jpg
250px-Ancient_icon_of_sts_peter__paul.jpg

Икона Петра и Павла, 11 век

В день праздник Петра и Павла люди идут в церковь ставят свечки и молятся у их иконы:

  • прося помощи в преодолении житейских проблем,
  • за удачу в начинаниях новых дел,
  • те, кто сомневаются в своих решениях, просят подарить надежду.

Очень важно в этот день у иконы поставить свечи, произнести тихо, но с душой слова молитвы. И только после этого у угодников можно просить о содействии решениях абсолютно любых житейских проблемах.

Кроме того, праздник Петра и Павла почитается среди рыбаков, ведь апостол Петр является покровителем рыбаков. И люди говорят, что если в этот день просить об удаче в ловле, то без хорошего улова не останетесь.

Молитва Петру и Павлу

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Праздник Петра и Павла 2017: что нельзя делать и что необходимо успеть

В день Петра и Павла нельзя работать, особенно в поле, чтобы не потревожить хлебные колосья, и чтобы урожай был хорошим. После Петрова дня начиналась пора сенокоса.

В старину говорили, что на день Петра и Павла солнце сияет всеми цветами радуги ("играет"). Считалось, что того, кто увидит, как играет солнце, ожидает счастье. А чтобы увидеть это чудо, молодежь с утра собиралась в поле и поджидала восход солнца.

В Петров день начинались петровские гуляния, которые длились до первого Спаса. Молодежь плела венки, водила хороводы. А молодые девушки в день Петра и Павла гадали на суженого. Например, нужно собрать 12 разных цветков с 12 полей, загадать парня, положить цветы под подушку и ждать вещего сна.

Праздник Петра и Павла: приметы

  • Петр и Павел день убавил, так как день уже шел на убыль.
  • Дождь на Петров день обещает богатый урожай. Говорили: "Дождь на Петра и Павла – уродится жито".
  • Если хлеба уродились, то ни Петр, ни Павел урожай не отнимут.
  • На Петров день – колос, на Ильин – колоб.
  • На Петро всегда тепло. При этом говорили: "Петр и Павел жару прибавил", так как начинались самые жаркие дни.
  • На Петра и Павла умолкает кукушка. Если птица не кукует за неделю до Петрова дня – зима будет ранней, а если же неделю после дня Петра и Павла – зима будет поздней.
http://vesti-ukr.com
Праздник Петра Павла
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію